Бенефис «Сказка Ночи»
Весной этого года на сцене Государственного театра национального искусства под руководством народного артиста России Владимира Назарова произошло знаменательное событие — бенефис заслуженного артиста России Георгия Мушеева. Любители бального танцы знакомы с его великолепным исполнением латиноамериканской музыки, звучащей на турнирах, гала-концертах и презентациях. Но программа концерта была настолько разнообразна по жанрам, что представила совершенно другого Мушеева. Мы обратились к Георгию с просьбой рассказать о программе бенефиса…
Г.М. Сделаю это с удовольствием, поскольку первая встреча с вашим журналом дала возможность встретиться с большой аудиторией из танцевального мира. Надеюсь на это и сейчас. Концерт «Сказка ночи» прошел 27 апреля этого года. Почему возникло такое название? «Сказка ночи» — один из моих любимых романсов. Я его написал в соавторстве с моим другом, замечательным музыкантом — гитаристом и композитором Виталием Кись. И поэтому когда директором театра мы стали обдумывать название концерта, из всех возможных остановились на нем. А что касается содержания программы, то мне казалось, что в этом, как сейчас принято говорить, проекте должны быть отражены те музыкальные пристрастия, которые сопутствовали мне на протяжении всей моей жизни. И я остановился на четырех «страницах». Но прежде несколько слов о прекрасной песне, с которой начался наш вечер. Она написана грузинским композитором Владимиром Басилая к музыкальному фильму «Аргонавты». Нам она всегда приносила исключительно положительные эмоции, и так получилось, что при исполнении русскоязычных программ она стала нашей песней, что называется, на удачу. Зритель всегда отзывался на нее, даже, казалось бы, в самые безнадежные моменты. Эту песню мы считаем для себя знаковой.
А в первую «страницу» вошли фрагметы написанного мной и моими друзьям альбома «Лунная династия». Он долго не издавался, и мне хотелось отдать должное нашим творческим поискам, а порой даже мучениям, пусть иногда и приятным. Затем я исполнил несколько особенно близких мне городских романсов. В том числе и «Сказку ночи». Романсы — одно из моих пристрастий, а точнее сказать, любовь. Причем в равной степени и к старинным романсам и к современным, и к балладам, да и вообще к лирике. На этом закончилось первое отделение.
Второе началось с латиноамериканской «страницы», и произвело на публику, как мне показалось, большое впечатление, чем первое. Оно оказалось динамичнее, благодаря участию наших друзей, танцоров, исполнивших румбу, самбу и ча-ча-ча. Помог в этом блистательный танцор Сережа Рюпин. Он привел своих молодых учеников. Получилось невероятно красиво. Отдельная благодарность и признательность за участие в концерте, событие для меня очень важном, Станиславу Григорьевичу Попову. Услышав его уже вставший уже узнаваемым приятный бархатный баритон, все с особым чувством ожидания чего-то необычного поудобнее рассаживались в кресла. И ожидания оправдались. Органично слились танец, красота человеческого тела, звуки и все то, благодаря чему человек может быть счастлив.
Далее прозвучала «страничка» этнической музыки, естественно, стилизованной. Я исполнил индийскую и арабскую песни, а также принял участие в прекрасном номере «Песни и танцы русских цыган», с которым мы (я имею в виду труппу Музыкального театра национального искусства) выступаем уже много лет.
В концертную программу вошли и фрагменты из спектаклей. Эту «страничку» представил художественный руководитель театра, народный артист России Владимир Назаров. Я исполнил его песню на стихи выдающего поэта Булата Окуджавы «Музыкант играл на скрипке». Назаров рассказывал, что Окуджава слышал эту песню, и она ему понравилась. Это дорогого стоит. Сейчас в театре мы готовимся к премьере спектакля «Алладин», Арабская песня и восточная картинка из него также были исполнены на концерте.
Старые добрые времена напомнила индийская песня из кинофильма «Господин 420» с Радж Капуром в главной роли. Между прочим, многие находят внешнее сходство между этим знаменитым актером и мною. Не так давно на фестивале «Дни российской культуры в Индии» я исполнял эту песню в Дели и Калькутте. Сказать, что принимали хорошо, значит ничего не сказать. На нас обрушился шквал эмоций. Но это в конце, а перед началом концерта нас попросили болезненно не реагировать на одну особенность индийской публики. Оказывается, во время концерта у них не приняты аплодисменты. Ко мне подходили люди из Болливуда, работавшие с Радж Капуром, и говорили, что кроме внешнего сходства удалось во многом передать и колорит языка. Они не могли поверить, что я не знаю хинди. Во время интервью меня даже попросили спеть песню еще раз, чтобы удостовериться, что пою действительно я. А, может быть, хотели получить удовольствие, во всяком случае, мне показалось, что им очень понравилось.
Но вернусь к концерту. Мне бы хотелось еще раз сказать несколько слов о моих друзьях, которые приняли в нем участие. Балалаечник, артист театра Юрий Кондратьев. С номером «Шутка» он объездил весть мир. А исполненная им песня современного звучания «Калитка» была написана мной в соавторстве с Эдуардом Каландаровым. Благодаря мастерству музыканта балалайка необыкновенно органично вплелась в программу концерта. Таковы не только мои впечатления, но также и моих друзей, артистов из ташкентского театра «Ильхом», успешно в это время гастролировавших в Москве. Они первый раз услышали в концерте игру на балалайке и были буквально до слез тронуты возможностью исполнять на этом инструменте серьезную музыку.
Сергей Ерохин — автор всех аранжировок последнего альбома «Сказка ночи». Его мы выпустили при активном участии Станислава Григорьевича Попова на базе музыкального материала Кубка мира, проходящего в Кремле. Мы его определили как «VIP Latina -1″, с тем, чтобы была «VIP Latina — II» и т.д. Но пока это дело будущего.
Михаил Линк — автор двух произведений, замечательный пианист. Представляя его на концерте, я отметил его сотрудничество с выдающимся маэстро, написавшим музыку ко многим фильмам, ставшими знаковыми в мировом кинематографе, — Энио Мариконе. Когда маэстро приезжал в Москву, Михаил принимал участие в концерте не просто как оркестрант, а как солмст на рояле. И маэстро о нем отозвался очень высоко.
Олег Складанный — мой долголетний партнер, тоже автор аранжировок, замечательный и солист, и оркестровый музыкант. Да и все музыканты, выступавшие в этот вечер, — исполнители очень высокого уровня. Получился довольно большой оркестр. Концертный зал уже давно не видел такого скопления музыкантов на сцене.
Может быть, вы немного поподробнее расскажите о составляющих своего концерта. К примеру, городской романс. Вы показали себя его тонким исполнителем. Как он вообще появился в вашей жизни?
Г. М. Естественно, произошло это не сразу. В детстве и юности я слышал много романсов в разном исполнении, но в первую очередь хотел бы отметить Николая Сличен-ко. А как-то раз услышал, как Рада Волшанинова пела «Не уезжай, ты мой голубчик». И хотя это женский романс, для меня ее исполнение стало эталоном. А среди певцов еще отметил бы Михаила Шишкова.
Став старше, я начал работать в оркестре на профессиональной эстраде. Его дирижер и мой учитель Эдуард Каландаров о романсе отзывался так: «Жора, не стоит увлекаться этим». Всю жизнь оттачивая свое мастерство музыканта и придерживаясь высоких эстетических принципов, он относился к числу людей. считавших жанр романса немного пошлым. Но время и желание все равно взяли свое, и сегодня я пришел к тому, что подготовил целую программу романсов. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех 9 декабря в наш театр, где состоится вечер романса. Предварительное название «Признание в любви . У меня собралась целая коллекция романсов. Но, кстати, не только их. Я собиратель вообще всей той музыки, которая мне близка — и этнической, и джазовой, и классической, и современной.
Порой молодые певцы у меня спрашивают, что такое романс. Когда-то мне самому довелось услышать, что романс не поют. Действительно, романс — это состояние. Посредством текста, который часто бывает достоин того, чтобы называться стихами, и музыки, органично сливающийся с ним, происходит передача этого состояния слушателю. Если этого удается добиться, ты состоялся как исполнитель романсов.
Но дело не только в этом. Я уже сказал, что романс — состояние души. И конечно, чтобы исполнять его, необходимо пройти определенный пласт жизни, ты должен «набрать». В возможность стать подлинным исполнителем романса в молодом возрасте также трудно поверить, как и в то, что можно быть режиссером в 23 года. Будучи еще довольно молодым, я тоже исполнял романсы, но они получались «жестокими». Романс — это жизнь. Причем жизнь на сломе, а не только позитивные эмоции. Сейчас в моем репертуаре есть романс на стихи Давида Самойлова «Когда-нибудь», один из моих любимых. Он из серии философских. Да, романс — небольшая форма, но она как никакая другая соответствует такому понятию как искусство. Мне романс близок, и я бы хотел продолжать свою «романсовую» историю.
К сожалению, в этом жанре хватает примеров исполнения на низком уровне. Но и в других музыкальных направлениях бывают неудачи. А кроме того я прислушиваюсь к себе и критически отношусь к выбору репертуара. Когда я сомневаюсь, то пробую, и если это не мое, отказываюсь от исполнения.
Конечно, выдающимся исполнителем романса был Александр Вертинский. У меня в репертуаре есть его несколько вещей. Но я их пою по-другому, нет смысла его копировать. С расширением репертуара и коллекция моя пополнилась. В ней появились и Тамара Церетели, и Вера Панина, и тот же Вертинский, и Давыдов. Большие исполнители. К сожалению, сейчас имена некоторых из них забыты. И это несмотря на то, что на телевидении есть передачи, посвященные романсу. Но они слишком камерные для популяризации этого жанра. Сегодня есть певцы, исполняющие романс в современной манере. И они доказали, что это имеет право на жизнь. Допустим, тот же Николай Носков. Свой концерт в Кремлевском дворце он начал весьма опасно — сразу с шести романсов. Но зал просто взорвался от восторга. И это при том, что зрители пришли на исполнителя, которого знают совершенно в другом качестве — как певца в стиле рок. Такая реакция зала оказалась для меня и неожиданной, и приятной. Я очень рад, что у нас есть такие певцы.
Я тоже неслучайно спросила вас о романсе, потому что наши читатели знают вас только как великолепного исполнителя латинской музыки. Романс в вашем исполнении был тоже неожиданной гранью и очень красивой…
Г. М. Спасибо за добрые слова. Буду продолжать эту историю. Мне она очень интересна.
И сразу хотелось бы спросить о вашей другой грани, также не очень известной большинству читателей — вашей театральной жизни…
Г. М. Как я уже говорил, на концерте были фрагменты из спектакля «Алладин», который готовится к премьере. Она планируется на начало декабря. Спектакль — музыкальный и костюмированный. По предварительным ощущениям знакомых, друзей и специалистов — музыка интересная. Я, кстати, выступил также и в роли музыкального продюсера этого спектакля. История вечная как мир. История любви. История переплетения смешного и грустного, уродливого и красивого, жизни во всех ее проявлениях. Одним словом — красочное шоу для нашей публики.
Из других театральных работ я бы хотел отметить известный мюзикл «Скрипач на крыше», где я играю роль Ме-нахеме Мендла, своего рода Остапа Бендера, может быть, менее жесткого. Ему нравился сам процесс начинаний, проектов, воздушных замков, ни один из которых он до конца не доводил. Мендл — сам себе режиссер, сам себе все придумывал и внушал другим, что это должно состояться. Очень своеобразная, колоритная фигура.
Другой спектакль философско-мистического плана -«Лесная песня» — сделан по мотивам пьесы Леси Украинки, выдающегося украинского драматурга. Его поставил Владимир Назаров, он же является автором музыки. У меня роль Лесовика, папы лесных чудищ. Художник спектакля известный режиссер кино Юнгвальд-Хилькевич, поставивший «Трех мушкетеров», «Опасные гастроли». Он дал оригинальное решение костюмов и декораций. Работать с ним было необыкновенно интересно.
И ближе к лету я планирую подготовить еще одну концертную программу, может быть, состоящую из других произведений. Надеюсь ее воплотить с помощью друзей.
Хотелось бы вернуться к вашей работе в театре. А как вы себя чувствуете на сцене в качестве драматического актера?
Г. М. Я закончил театрально-художественный институт как актер музыкального театра. И работа в театре — моя давняя мечта. Какое-то время я работал только на эстраде. И вот мечта осуществилась, А кроме того через театр я пришел в кино, меня стали приглашать сниматься. В фильме «Громовы» режиссера Александра Баранова у меня была довольно большая роль. Моего персонажа с очень колоритной внешностью звали Ашот. Образ его постоянно трансформировался. Это прочитывалось, и значит что-то удалось из заложенного мной, и, конечно, режиссером. Баранов ставил «Участок-1», «Участок — 2», был сценаристом фильма «Игла» с участием Виктора Цоя.
Сейчас я получил предложение сниматься в костюмном музыкальном фильме, где действие происходит в начале прошлого века в Тифлисе. Сюжетная линия перекликается со спектаклем «Ханума». Но более подробно пока об этом еще рано говорить.
А иногда бывает и проза жизни, когда снимаешься просто для того, чтобы заработать деньги. Вот такая моя актерская стезя. Труд во многом очень тяжелый и не всегда благодарный. Кино фиксирует твое сегодняшнее состояние. Сыграл и все, в следующий раз все будет другим.
Значит вы предпочитаете театр?
Г. М. Театр — совершенно другая профессия, другое проживание. А к тому же это еще и тренинг. Я себя считаю счастливым человеком, поскольку могу себе позволить работать в театре. Некоторые театр бросают из-за того, что он занимает много времени, а денег платят не так много. В наше непростое время, да к тому же и в дорогом городе, не все могут себе позволить работать в театре. Но театр надо любить. И приходится выбирать. Или — или.
А сейчас хотелось бы вернуться к концерту и к вам как певцу. Вы продемонстрировали очень широкий диапазон своих возможностей. Как вам это удается? Ведь совершенно очевидно, что, к примеру, песни из восточного репертуара требуют и другой вокальной техники…
Г. М. Я родился и вырос в Центральной Азии, так ее теперь называют. В Москву приехал из Ташкента. Меня пригласили сюда на работу, и уже двадцать лет я живу в Москве. Я постоянно рассказываю о Ташкенте, каким он был, да пожалуй, и остался. Несмотря на то, что атмосфера сегодня немного другая, город такой же замечательный. Ташкент — был Вавилоном с точки зрения разнообразия языков, музыки, колорита, людей разной национальной и конфессиональной принадлежности. И это не изучалось, а органично впитывалось с жизнью, с воздухом, с ароматом фруктов, с восточным базаром. Какие-то отдельные культуры ложились на сердце, душу, входили в сознание. Я начал пытаться все это воспроизводить, и все происходило постепенно. Я органично сосуществовал со всем окружающим меня миром. Повезло, что я в таком состоянии находился. Оказался в нужное время в нужном месте.
На первый взгляд, музыка везде одинаковая, но одна культура от другой отличаются нюансами. Если эти мелкие нюансы исполнителю удается донести до людей, они отдают должное — музыка оттуда. Но, конечно, за этим стоял большой труд. Правда, тогда мне это не казалось трудом. Я просто жил. Для меня это не было работой, все было в радость и желанно. Это существенный фактор. Но тогда и жизнь была другая. Я не сетую на современную. Многое в ней, может быть, и более интересно. Но тема нашего разговора исполнители и исполнительство. Так вот сегодня, когда исполнитель в своем репертуаре имеет две-три песни, а его определяют даже не просто как звезду, а как мега-звезду, конечно, хочется выйти из этой очереди, да и вообще в нее не вставать. Я и живу так. У меня свой мир. Но, живя в этом мире, невозможно не замечать, не слышать и не ощущать происходящего вокруг. Я стараюсь относиться к этому философски.
Спасибо, что вы дарите свой мир своим слушателям…
Источник: Журнал «Профессионал» N38 2006
Нет комментариев
Оставьте ваш комментарий
Пока ни одного комментария. Будьте первыми!.